Мобильная версия
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Закрыть
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Страницы истории

Книга "История нашего города" Колпинские байки
События нашего времени Страницы истории
 

КТО ЛИШИЛ КОЛПИНЦЕВ ВОКЗАЛА? ВНАЧАЛЕ – ХРУЩЕВ, ЗАТЕМ – ОКТЯБРЬСКАЯ ДОРОГА…

11.07.2007 В нынешнем году исполнилось бы 160 лет первому колпинскому вокзалу – если бы это здание дожило до наших дней. А вот почему у колпинцев сейчас нет вокзала – об этом пойдет речь ниже.

Строительство Николаевской железной дороги началось в 1843 году. 9 мая (ст. ст.) 1847 года в Колпино пришел первый поезд. В том же году был открыт наш первый «пассажирский дом». К сожалению, его изображение не сохранилось. Но путеводитель, изданный в 1858 году, повествует: «...паровоз, тяжело дыша, остановится со всем поездом перед красивым строением с широкой площадкой, окруженным несколькими другими зданиями, деревянными и каменными, и перед вами станция IV класса Колпинская». Итак, первый колпинский вокзал был построен не абы как, а в виде «красивого строения». По сообщению краеведа Н.М.Левшиной (см. ее статью «Колпинские вокзалы» в альманахе «Ижорские берега» № 6), в книге «Очерк эксплуатации Николаевской железной дороги» (том I, СПб, 1894) есть план первого колпинского вокзала. В здании имелся общий зал, отдельное помещение для дам и кассы.
Дореволюционное фото вокзала

Дореволюционное фото вокзала
Дореволюционное фото вокзала.


Вокзал перестраивался в начале 1890-х годов и был вновь открыт 1 сентября 1893 года. Центральную часть здания украшала деревянная резьба, что делало его похожим на дачные дома того времени. Появились пристройки, в которых разместились залы I и II классов, кабинет начальника станции. Одно из помещений занимал телеграф. На старинных фотографиях хорошо видно, что у колпинцев было не только вокзальное деревянное здание, но целый комплекс пристанционных построек, в том числе – каменных.

В годы Великой Отечественной войны немцы дотла разбомбили колпинский вокзал – так, впрочем, они поступали, в соответствии с логикой военных действий, со всеми вокзалами в городах, которые штурмовали фашистские войска. Но об наш город фашисты обломали зубы.

Схема застройки послевоенного Колпина разрабатывалась в Ленниипроекте. Проект вокзального ансамбля был создан в мастерской архитектора М.Климентова в 1949 году. Статьи, посвященные его столетнему юбилею, публиковались осенью прошлого года в колпинских газетах. В том числе – в «Ведомостях колпинского городского Совета», где практически целиком был помещен большой очерк о нем, взятый из книги «Архитекторы Петербурга. Век ХХ», так что повторяться не стоит. Напомню лишь, что этому замечательному архитектору мы во многом обязаны красотой нашего города. В частности, именно он – автор дома со шпилем, который стал одним из символов Колпина, именно им создан величественный ансамбль привокзальной площади в духе так называемого сталинского ампира.
Вокзал на чертежах Климентова.

Вокзал на чертежах Климентова.
Вокзал на чертежах Климентова.


Но Сталин умер в 1953 году, и к власти пришел Хрущев. Он, как известно, был большим мечтателем, прожектером, и вообще – человеком горячим и увлекающимся. Полагаю – он искренне верил не только в кукурузу, но даже в то, что можно построить коммунизм. А какой же это коммунизм, если людям элементарного жилья не хватает! А почему не хватает? Да потому, что строятся слишком роскошные дома – с колоннами, никому не нужными шпилями, арками, скульптурами, лепниной на фасадах… Стены – толстые, потолки – высоченные… Поскромнее надо быть, товарищи! Давайте построим как можно больше простенького жилья, чтобы переселить людей из бараков и коммуналок!

Спроектированный Климентовым ансамбль привокзальной площади: этот замысел в основном осуществлен!



Таков был (и надо признать, наверное – во многом справедливый) ход его мыслей, что и привело к появлению в 1955 году совместного постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «О преодолении излишеств в архитектуре и строительстве». И перед Климентовым тут же захлопнулись все двери, поскольку он был в числе тех архитекторов, которые творили, не боясь «излишеств». Создание целого ряда спроектированных им жилых домов в Колпине (а также в Ленинграде и других городах) успели завершить, но проект вокзала пришлось положить под сукно. И очень жаль, поскольку задуманный Климентовым ансамбль жилых кварталов и вокзала в Колпине мог бы превзойти по гармоничности и красоте привокзальный ансамбль в соседнем Пушкине (архитекторы Е.Левинсон и А.Грушке). Кстати сказать: Пушкин, и Павловск, гораздо меньшие по населению города, чем Колпино, и поныне обладают красивыми и удобными вокзалами.



Для сравнения: вокзалы в Пушкине и Павловске (фото автора специально для статьи).



Но вернемся в 50-е годы, к Хрущеву. По всей стране, как грибы, вырастали малоэтажные (чтобы сэкономить на лифтах!) «хрущобы». Между прочим, к их проектированию причастен архитектор Виталий Лагутенко, дед известного ныне лидера группы «Муммий Троль» Ильи Лагутенко. Быть может, я несправедлив, но мне кажется, что внук унаследовал от деда минималистский уровень творчества. Архитекторы экономили на всем: толщина наружных бетонных стен – восемь сантиметров, внутренних перегородок – четыре сантиметра. Слышимость в результате – прекрасная: можно понять, о чем беседуют в соседней квартире. Шутка Аркадия Райкина (а может, и тех безымянных негров, которые писали ему репризы, и из которых «вышел в люди» один Жванецкий): «О! Сосед в ванну зашел. О! Моется! О! Шею моет!…» Совмещенный санузел тут же получил прозвище «гаванна», что означало – гальюн плюс ванна (название кубинской столицы Гаваны не сходило в те годы со страниц газет). Никаких балконов, а тем более лоджий: излишество! Но люди были счастливы и такому. Свидетельствует космонавт Георгий Гречко: «Того, кто хрущевки хает, я готов вызвать на дуэль. Потому что делает это тот, кто не жил в общежитии, кто не снимал углы в частном секторе. Да, в хрущевках были низкие потолки, да, совмещенный санузел. Там сквозь стены в дождь лилась вода. Но это была своя квартира, а не кровать в общежитии, не комнатка в чужом доме, где тебе всё запрещают» («Московские новости» № 25, 2007). К тому же было обещано: жилье – временное, срок эксплуатации – четверть века. Вот заживем получше – будем строить более комфортабельные дома.

Обещанные сроки давно прошли. И хотя быстро выяснилось, что «хрущобы», действительно, дешевле сносить, чем капитально ремонтировать, во всех городах они до сих пор стоят. Латаные-перелатаные. К тому же в ходе эксплуатации выяснился еще один их недостаток: тонкие стенки приводят к огромным потерям тепла. Но об этом в ту пору, когда газ, электричество и горячая вода стоили копейки, мало кто задумывался. Обменять квартиру в хрущевке невозможно – разве что на такую же дыру. А вот «сталинские» квартиры до сих пор котируются при обмене. Из хрущевки в такую квартиру можно переехать только с доплатой, что хорошо иллюстрирует поговорку: скупой платит дважды. Но это так, к слову.

Вернемся к неосуществленному проекту колпинского вокзала. Вместо него построили, да и то не сразу, деревянный вокзальчик, обогревавшийся круглыми печами. К началу девяностых годов появились два каменных здания: со стороны площади – с кассами, с противоположной (восточной) стороны – с кассами, залом ожидания и туалетом.

Зачем же в ходе недавней «реконструкции» потребовалось полностью уничтожать эти далеко еще не дряхлые здания? Председатель Колпинского муниципального Совета А.А.Никитин полагает, что, с точки зрения руководства Октябрьской железной дороги, Колпино не является городом. Это, якобы, всего лишь один из рядовых спальных районов Санкт-Петербурга. А районам вокзалы не положены: только платформы, причем максимально дешевые и типовые, для всех одинаковые. Укрыться от непогоды негде: крохотный пластиковый козырек – не защита от дождя или снега при сильном ветре. Туалет построили для кассиров, но не для пассажиров. Складывается впечатление, что всех нас считают зайцами (не только в переносном, но и в прямом смысле слова – за людей не держат). Поэтому главная цель реконструкции, в ходе которой исчез вокзал – отловить этих зайцев, а там – хоть трава не расти. Чем меньше строений, тем дешевле, а в чистом поле заяц далеко виден...

Турникеты – бесчеловечное изобретение, родившееся в мозгу тайного садиста, умело замаскировавшегося под инженера. В часы пик они ужасны. Люди, вынужденные дожидаться, пока стоящие впереди них справятся с турникетом, делаются раздражительными и неадекватными. Собственными ушами слышал возмущенный женский крик: «Мужчина! Ну куда вы суёте!..» Оказывается, мужик не той стороной совал билет в щель сканера. Я очень надеюсь, что изобретателя турникета будут на том свете гонять сквозь него вечно, вечно, вечно…

Так это выглядит сегодня: глаза бы не смотрели.


Кстати, по моим наблюдениям, зайцы в электричках все-таки есть. Как они борются с турникетной системой – видел, но не скажу. Иначе следующим логическим шагом борьбы с ними, будут, возможно, овчарки и колючая проволока под током…

Значение железной дороги столь велико в истории нашего города, что символическое ее изображение в виде двух вертикальных черных полос вошло, как известно, в герб Колпина, утвержденный 23 сентября 1881 г. Александром III. Горькая ирония судьбы: именно современные железнодорожники своими руками разрушили вокзал со 160-летней историей в крупном городе, в гербе которого есть железнодорожная символика! Риторический вопрос: а видели ли они наш герб, и не шевельнутся ли в них остатки совести, если они узнают о его символике?

Сейчас все чаще высказывается идея – вернуться к отвергнутому во времена Хрущева проекту Климентова и построить задуманный им вокзал, который достойно замкнет ансамбль привокзальной площади. Даже чертежи (все ли?) сохранились, остается лишь доработать проект применительно к современным требованиям.

Мечтать, конечно, не вредно. Но если не внушать руководству Октябрьской дороги мысль о необходимости вокзала в Колпине (проще говоря – если не капать им регулярно на мозги) – так ведь и останемся с носом. То бишь – с одними турникетами и голыми, насквозь продуваемыми перронами.


© Михаил Матренин
Авторам: Все статьи, размещенные на нашем сайте, являются собственностью их уважаемых авторов. Если вы считаете, что мы нарушили ваше авторское право опубликовав статью или фото, или в случае наличия ошибки в указании истинного автора-правообладателя или гиперссылки на интернет-ресурс - напишите нам на электропочту mail@kolpino-city.ru и недоразумение будет исправлено. (Не забудьте пожалуйста указать свои координаты и обратный адрес!)



Возврат к списку



[ Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи ]


FRESH (обновления и рубрики)