Мобильная версия
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Закрыть
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Страницы истории

Книга "История нашего города" Колпинские байки
События нашего времени Страницы истории
 

Судьба ижорских плотин

15.01.2008 Как известно, Ижорские заводы начинались со скромной лесопильной мельницы, где роль двигателя исполняла сила падающей воды. Лесопилка первоначально располагалась неподалеку от нынешнего села Ям-Ижоры. Первая плотина, построенная там еще в 1710 г., то есть за 12 лет до официальной даты рождения завода и города Колпино, неоднократно рушилась под напором паводков. В конце концов пильную водяную мельницу по указу Петра перенесли на новое место, где берега были более высокими. И хотя новая мельница заработала уже в 1724 г., создать надежную плотину удалось не сразу: ее судьбой вынуждена была заниматься даже Екатерина Вторая! Сохранилась ее собственноручная записка графу Чернышеву от 31 мая 1768 г.: «…Ездила я вчера до Колпина посмотреть плотину адмиралтейскую и разговаривала с подрядчиком… Сказал он Мне, что жестоко ошибся в счете, ибо он думал четырьмя тысячами бревен доделать ужасную плотину, а по сих пор уже изошло 11000, а еще пойдет тысячи с четыре…» Вот каким трудом наших предков создавалась новая плотина.

Плотина, завершающая Полукруглый канал (акварель 1835 г.)


Эта же плотина в наше время (фото автора)



Наиболее серьезные перемены в формировании комплекса колпинских гидротехнических сооружений связаны с именем Чарльза (Карла Карловича) Гаскойна – действительного статского советника, девятого по счету директора Адмиралтейских Ижорских заводов. Он повелел углубить и очистить дно Ижоры, построить поперек реки новую большую плотину (фактически – дамбу с водопропускной системой в центре) и прорыть левобережный Полукруглый канал для отвода избыточных паводковых вод. Однако в апреле 1807 года Ижора вновь проявила коварный нрав и прорвала основную плотину. В результате мощного наводнения были затоплены и частично снесены мастерские на правом берегу. Пришлось укрепить главную плотину, углубить Полукруглый канал и прорыть новый – Прямой (ныне Комсомольский), также завершающийся плотиной, для сброса паводковых вод. Создание нового канала завершилось в 1809 г., при этом отмечалось особое рвение ижорских рабочих, которые «при весьма непостоянной и мокрой погоде бывая весь день при работах на открытом воздухе, не щадят трудов своих и здоровья». Потрудились на совесть – с тех пор эта гидротехническая система никогда (тьфу, не сглазить бы!) не подводила. Этому способствовал контроль со стороны руководства Адмиралтейских Ижорских заводов. Любопытный штрих: отправляясь в 1845 г. за границу для поправки здоровья, начальник завода А.Я.Вильсон повелел остававшемуся вместо него подполковнику Модраху следить не только за производством, но и за уровнем воды в реке Ижоре!

Колпинские девицы на фоне плотины у железной дороги (1915 г.)


Эта же плотина на современном рисунке колпинца С.Фукалова


Академик Лихачев советовал: попадая в незнакомый город, спрашивайте, где здесь самое древнее место – оно же окажется и самым красивым. Применительно к Колпину это наблюдение оправдывает себя на все сто. Жаль, что не все колпинцы могут любоваться водопадом на ижорской промышленной площадке, но разлив Ижоры, безусловно, формирует весь облик города. Здесь плавают на прогулочных лодках, устраивают соревнования по гребле и аквабайку, зимой и летом ловят рыбу… Вот только купаться уже много лет нельзя, но чистота воды – отдельная большая и больная тема.

Сегодня не только привлекательность, но и безопасность «колпинской Венеции», системы мостов и каналов в центре города, как на трех китах, зиждется на трех плотинах, которые поддерживают высокий уровень воды в разливе Ижоры. Одна из них – сразу за главной заводской проходной, другая – дамба, по которой проходит бульвар Свободы, третья – за железнодорожным переездом, у старого кладбища. Прорыв любой из плотин приведет к катастрофическим последствиям и убыткам, надолго обезобразит Колпино: ведь Ижорский пруд (так изредка именуют в литературе главный колпинский водоем) превратится тогда в зловонную лужу в самом центре города.

Набережная Ижоры («Плиты»), фото сделано 10 октября 1940 года


До войны бульвар Свободы именовался у колпинцев «Плитами». В войну он получил прозвища «Карельский перешеек» и «Перешеек смерти» - так часто немцы бомбили и обстреливали этот единственный путь, соединявший тогда оба берега Ижоры. Но разбомбить главную плотину, что привело бы к затоплению ряда ижорских цехов, им не удалось.

Все плотины, построенные ижорцами, в течение столетий эксплуатировались и поддерживались ими же в исправном состоянии. Поначалу они имели важное значение для завода: энергия падающей воды использовалась на лесопилке, а впоследствии – на крохотной гидроэлектростанции. Но ижорцы продолжали следить за состоянием плотин и своевременно ремонтировали их даже тогда, когда свое промышленное значение они полностью утратили.

Бульвар Свободы и Ижорский пруд летом 2007 г. (фото автора)




Напомню, что завод вплоть до 1992 г. был предприятием государственным. Став частным, он лишился средств на ремонт плотин. В годы промышленного кризиса даже на зарплату денег не хватало. Доходило до парадоксов: когда ижорцы попросили у петербургских властей помощи в ремонте плотины-моста у кладбища, им ответили, что не имеют права перечислять бюджетные средства акционерному обществу, то есть - частникам! Потребовалось вмешательство депутата Законодательного собрания С.А.Житкова, чтобы некоторые средства были все-таки выделены.

Лет пять назад на одном из заседаний правительства Санкт-Петербурга обсуждался проект целевой программы «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений» (ГТС). Речь шла о плотинах Сестрорецкого разлива, гидроузле Охтинского водохранилища и других ГТС, в том числе – о плотинах в черте города Колпино. По оценке Комитета по природопользованию, на ремонт ГТС во всех районах Петербурга требовалось свыше 178 млн. руб., а возможный ущерб от аварий оценивался в 1,2 – 2 млрд. руб. Было обещано, что город возьмет ГТС на баланс, однако не раньше, чем они будут приведены владельцами в нормальное состояние.

Действительно ли у завода есть намерение передать эти объекты городу? В Территориальной компании «ОМЗ-Ижора» сообщили, что такие переговоры начались еще в 2001-2002 годах с ГУП «Ленводхоз». Была подготовлена техническая документация на плотины, оформлена декларация безопасности, заключены договоры страхования. Но смена собственника – это сложный, многоэтапный процесс, который не завершен до сих пор.

Ижорские плотины – это сооружения, от которых зависит безопасность и красота нашего города. Значит, они и принадлежать должны городу (имеется в виду Санкт-Петербург, юридически Колпино – его район). Это будет соответствовать не только здравому смыслу, но и по букве закона. Есть мнение, что плотины вошли в уставный капитал акционерного общества «Ижорские заводы» ошибочно, поскольку относятся к гидротехническим водохозяйственным сооружениям IV класса, приватизация которых запрещена. Согласно п. 2.1.12. действовавшей на момент приватизации Государственной программы, не подлежали приватизации объекты водохозяйственных и мелиоративных систем и сооружений. Отметим, помимо всего прочего, что комплекс колпинских гидротехнических сооружений входит в перечень памятников истории и культуры федерального значения.


© Михаил Матренин
Авторам: Все статьи, размещенные на нашем сайте, являются собственностью их уважаемых авторов. Если вы считаете, что мы нарушили ваше авторское право опубликовав статью или фото, или в случае наличия ошибки в указании истинного автора-правообладателя или гиперссылки на интернет-ресурс - напишите нам на электропочту mail@kolpino-city.ru и недоразумение будет исправлено. (Не забудьте пожалуйста указать свои координаты и обратный адрес!)



Возврат к списку


1 комментарий свернуть все
 
  •  
    (лось) dimedrol
    (лось) dimedrol
    28 сентября 2013, 21:41
    С весны 2012г. по осень 2013г. уровень воды в Ижорском пруду был значительно понижен из-за поднятия шлюзов в связи с ремонтом плотины у ж\д вокзала.

[ Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи ]


FRESH (обновления и рубрики)